Наши корреспонденты ежедневно публикуют самые свежие новости и самые интересные события, собранные по всем уголкам земного шара.

Три кита нового бюджета

Правительство подготовило целый набор предложений по совершенствованию налоговой системы Поделиться

Правительство накануне одобрило пакет законопроектов, состоящий из проекта закона о внесении изменений в утвержденный федеральный бюджет на 2025 год, законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, а также проекты законов о внесении отдельных изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Три кита нового бюджета

Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Ключевыми приоритетами бюджета на 2026-2028 гг. в части расходов объявлены: выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей-участников СВО и достижение национальных целей до 2030 года, определенных Президентом Российской Федерации.

Новациями в социальном секторе будет предоставление ежегодной семейной выплаты (в виде возмещения части уплаченного НДФЛ) гражданам РФ, имеющим двух и более детей и подпадающим под критерий нуждаемости. Программы материнского капитала до 2030 года и семейной ипотеки продолжат работать до 2030 года.

Важнейшей основной планирования бюджетной политики остается финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, а также взятые государством обязательства по социальной поддержке семей-участников СВО.

Также предполагается стимулирование технологического развития и модернизации инфраструктуры – в этом разделе много интересных и значимых мер, среди которых можно выделить, например, щедрое финансирование нового нацпроекта «Средства производства и автоматизации» (запущен в 2025 году) и уже активно реализуемого нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (запущен в 2024 году).

Также важно отметить целый набор предложений по совершенствованию налоговой системы в части выравнивания конкурентных условий для добросовестного ведения бизнеса.

Во-первых, лимит доходов, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС (для режима УСН), снизится с 60 млн рублей до 10 млн рублей в год.

Сейчас явно наблюдается деструктивный с точки зрения экономики тренд – упрощенные налоговые режимы (особенно в формате ИП) начинают все больше ассоциироваться с удобным механизмом оптимизации налоговой нагрузки и управления денежными потоками более крупных бизнесов. Наиболее ярко это проявляется в торговле через маркетплейсы, где для сохранения налоговых преимуществ недобросовестные продавцы используют множество ЮЛ и «номинальных» ИП. Это подтверждает и отраслевые тренды в МСП – если в конце 2021 года число МСП в сфере электронной коммерции составляло менее 10% от общего числа МСП, то на начало сентября 2025 года – их уже 20%.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Российскому СПГ закрыли путь в Европу: каковы последствия новых санкций Брюсселя

Существующий разрыв в обложении НДС между предпринимателями на УСН и крупным бизнесом неизбежно провоцирует создание различных схем «дробления бизнеса» для снижения налоговой нагрузки. А статус ИП стал постепенно превращаться в «инструмент для специфических задач» — обхода регуляторных ограничений, организации найма персонала при формальном сохранении индивидуального статуса. Широко распространены случаи формального дробления бизнеса через сеть аффилированных ИП, что позволяет крупным структурам оптимизировать издержки. Например, ФНС России в I квартале 2025 года зафиксировала рекордное количество случаев дробления бизнеса среди крупных автоперевозчиков в России (440 технических фирм, участвовавших в схемах ухода от налогов и обналичивания средств).

Во-вторых, Минфин России предложил ввести обязанность для организаций исчислять страховые взносы с выплат руководителю исходя из величины не менее МРОТ, что позволит перекрыть распространенные схемы ухода от налогов через фиктивные зарплаты и «нулевые» начисления.

В совокупности эти меры направлены не на осложнение условий ведения бизнеса, а на пресечение использования «лазеек» в налоговом законодательстве: это позволит выровнять «правила игры» через нивелирование экономической выгод различных «схем».

Минфин России предложил также ввести новые параметры тарифов страховых взносов для субъектов МСП: для приоритетных отраслей МСП (куда входит в том числе промышленность, производство, транспорт, электроника) сохранится пониженный тариф страховых взносов, тогда как для остальных сфер (торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и др.) будут возвращены общие тарифы (30 % до предельной базы и 15% свыше базы). В совокупности с увеличением налоговой нагрузки на игорный бизнес эти меры не только увеличат доходы федерального бюджета, но и будут соответствовать общей логике плана структурных изменений в российской экономике (входит в перечень поручений Президента по итогам ПМЭФ 2025) – приоритет на поддержку высокотехнологичных секторов, при оптимизации работы обеспечивающих отраслей.

Комментарии закрыты.