Новый рацион нашего питания уже не за горами Поделиться
Опасения мирового библейского голода, которыми пестрели газеты в пандемийные времена, как-то незаметно сошли на нет. Конечно, продовольственная проблема в мировом масштабе была и остается, она никуда не делась. Ведь население планеты увеличивается, к 2050 году землян ожидается уже 9 миллиардов, а площадь плодородный земель сокращается.
Но найден мощный продовольственный Клондайк: насекомые. Которых вокруг нас мириады и у которых больше белка, чем у хорошо обжаренного стейка из мраморной говядины.
Когда в нашем меню появятся жучки и паучки? Судя по разным сообщениям, ждать недолго.

Фото: ru.freepik.com
Ежегодно население планеты увеличивается на 70 миллионов человек. Через четверть века нас будет уже под 10 миллиардов. Понятно, что еды на всех не хватит, уже сегодня 50% жителей Земли страдают от недостатка пищевого белка. Человечество вынуждено искать его новые источники, а на самом деле и искать-то ничего не нужно, источник совсем рядом: насекомые, так сказать, братья наши наименьшие.
Они чрезвычайно плодовиты, а доля белка в общей массе какого-нибудь таракана составляет 80 %. Ну, как пройти мимо такого «кладезя»?! Для производства 1 кг съедобного белка из насекомых требуется в 500 раз меньше воды, чем из говядины.
По всему получается, что за насекомыми будущее. В смысле – за едой из них приготовленной. Частично это будущее уже стало настоящим.
В 2022 году на международной продовольственной выставке инвестиционных технологий в сельском хозяйстве в Сочи тогдашний глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что Россия должна «идти в ногу со временем», расширяя производство белковой продукцией из насекомых. Хотя – увы! – отечественные потребители до сих пор не осознали всей прелести таких продуктов. А вот министр осознал это одним из первых. Там его угостили бургером с котлетой, в которую был добавлен концентрат из личинок тропических мух черной львинки. И ему понравилось, он призвал россиян менять менталитет.
Судя по всему, «программу по насекомым» решено не откладывать в долгий ящик. Так, без особой политической трескотни в октябре прошлого года правительство приняло постановление № 276-р о государственной поддержке определенных видов сельхозпродукции. В список, кроме зерновых, овощей и мяса, органично вошли производители муки грубого и мелкого помола из мухи «черная львинка». А также жиров, гранул и пюре из ее личинок.
Сегодня это уже сельхозпродукция. И финансируется она наравне с производством картофеля или, допустим, говядины.
Сообщается, что сверчки могут стать основой основ для производства печенья, шоколадных конфет и макарон. Их откармливают исключительно тыквой, кабачками и кукурузой. Единственное требование к такой еде – перед термической обработкой они должны быть тщательно обеззаражены, от усиков до лапок и крылышек. А во всем остальном им нет равных. В 100 граммах сверчковой муки содержится 75 граммов белка. Тогда как в обычной пшеничной 2-5 грамма. Какая тут конкуренция?
Ученые давно изучают этот вопрос и заверяют, что разные жуки и кузнечики – отличная альтернатива говядине и свинине. В них больше железа, кальция и цинка, в которых нуждается человеческий организм. Так, взрослому человеку в день необходимо 0,8 грамма белка на один килограмм веса. Столовая ложка порошка из сверчка содержит 7 грамм белка. 50 граммов порошка для 60-килограммового мужчины – и взбодрился на целый день.
А по вкусовым качествам они не уступают орехам. Вкусные, черти, можно добавлять в тесто…
По большому счету, человек за год, сам того не ведая, съедает около килограмма различных насекомых: клещей, личинок плодовой мушки и долгоносика. На сей счет разработаны даже медицинские нормы. В стакане фруктового сока могут находиться не более пяти плодовых мух, а в пакетике замороженного шпината из магазина указано предельно допустимое количество гусеничных личинок.
Даже Европа, не страдающая хроническим недоеданием, три года назад разрешила употребление в пищу желтых мучных червей и азиатской саранчи.
Но вряд ли нужно говорить, что россияне ждут-не-дождутся гамбургеров из сверчков или черной львинки.
— Это не альтернативное питание, это совсем другой мир, — считает координатор общественного движения «За честные продукты» Александр Бражко. – Надеюсь, что России это не грозит, у нас имеется все для производства нормальной, органической еды. Земля, вода, солнце. Пропаганда такого питания – это элементы гибридной войны против России, желание вытеснить нас с продовольственного рынка. Основная идея – разрушить сельское хозяйство, как в свое время мы уничтожили крупный рогатый скот и птицеводство, запустив в страну «ножки Буша». Но если все так полезно, если сверчки и тараканы такие хорошие – и стройнят, и укрепляют иммунитет, сплошная от них польза! — то почему, в качестве эксперимента, не перевести элитные рестораны на такие блюда? Ответ очевиден: скорее всего, уже на следующий день такие рестораны окажутся без посетителей.
Тем не менее, наш собеседник считает, что осваивать новые технологии и изучать вопрос получения белка из насекомых необходимо. Хотя бы для того, чтобы самим питаться нормальной едой, а уж если «приспичит», то еду из насекомых экспортировать. «Это в известной степени аморально, продавать то, что не употребляем сами. Но нужно быть готовыми», — утверждает Бражко.
Предприятия по разведению насекомых в искусственных условиях уже действуют в России. Есть крупное производство, в том числе и в Подмосковье, по выращиванию тропических мух «черная львинка». Пока в тестовом режиме, как компонент в корма для птиц и животных. Но мы понимаем, что это первый шаг, на продовольственные рельсы переориентировать производство можно очень быстро.
Так в свое время обстояло дело с пальмовым маслом. Оно ведь тоже использовалось в качестве кормовой добавки. А теперь и в производстве еды, официально, на него установлены нормы. Мы, как говорится, распробовали и нам понравилось. Хотя и не всем.
Или с соей – подобная же история. Еще в 60-е годы прошлого века о ней ничего не знали. А сегодня есть и соевое молоко, и соевые сыры, и даже соевое мясо.
— Саранча, которая по вкусовым качествам якобы тоже находится в топе рейтинга насекомых, не заместит никаких продуктов, — считает профессор экономики и фермер Дмитрий Валигурский. – Она наоборот их основательно уничтожает. А что будет, если жучки и прочие насекомые выползут из искусственно созданных им для размножения условий? Как с этим будем бороться? Мы за десятки лет борщевик победить не можем, а здесь совсем другая история…
Казалось бы, в России, с ее просторами от Москвы до самых до окраин, и разговоров о каких-то сверчках не должно быть. К тому же, наша страна входит в топ-5 мировых лидеров по производству свинины и мясу птицы, является главным экспортером в мире зерновых культур.
Но есть одно «но». По словам доктора медицинских наук Дмитрия Еделева, мы живем только на 15 % территории, а осваиваем не больше 22 %. Остальные площади – вечная мерзлота и другие, непригодные территории как для комфортного проживания, так и для развития сельского хозяйства. В общем, резервы не такие уж безграничные. Наша страна, продолжает он, показывает рекорды урожайности только в последние годы, и только сейчас мы становимся самодостаточными по некоторым продуктам питания.
— Сегодня, — говорит профессор, — Многие эксперты предлагают отказаться от всего импортного: семян, ядохимикатов, оборудования. И вернуться к агротехнологиям советских лет. Если пойдем у них на поводу, то из сильной аграрной державы можем стать слабой и будем покупать продукты по всему миру.
Собственно говоря, над сельским хозяйством (не только в России!) нависла реальная угроза. Глобальное потепление в результате выбросов в атмосферу парниковых газов ежегодно сокращает сельхозземли, они превращаются в пустыни. Мелеют реки и озера – соответственно, тают и наши рыбные запасы.
Климатический саммит, который состоялся в 2021 году в Глазго, предписывает странам значительно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. А главную опасность в борьбе с СО2, по мнению некоторых аналитиков, представляет, оказывается, не котельная, работающая на угле или мазуте, а корова.
В день, в виде отходов, она выделяет около 7 килограмм эквивалента углекислого газа, в год 2,5 тонны. Если на Земле порядка 1,5 миллиарда голов крупного рогатого скота (КРС), то в общем и целом они выделяют на 18 % углекислого газа больше, чем транспорт.
Сокращение поголовья уже началось. В Голландии, в ответ на ограничения выбросов, фермеры привели своих коров прямо к зданию парламента. К 2030 году здесь хотят в два раза сократить поголовье КРС, что оставит крестьян без работы. А граждан, соответственно, без натурального мяса и молока.
Чтобы соответствовать экологическим требованиям ЕС, в некоторых провинциях намерены уменьшить поголовье на 95 %.
В Новой Зеландии в 2025 году фермерам придется платить налог за… отрыжку овец и коров. Не отстает и Россия. Так, в 1990 году в стране насчитывалось 20,6 миллиона коров, в 2000-м уже 12,7 миллиона, в 2019 –м 8 миллионов. А уже в будущем году их может остаться 7,4-7,5 миллиона.
В общем, за сельхозживотных, которые «портят воздух», взялись по серьезному. Нет живых коров, нет и парниковых выбросов.
Что остается жителям мегаполиса? Выбор невелик: насекомые, наш, можно сказать, «второй хлеб».
Некоторые наши соплеменники, ради спортивного интереса, пробовали в странах Юго-Восточной Азии жареных кузнечиков и сверчков. Зашло. Хотя по второму разу проводить эксперимент уже не решались. Тем не менее, не так страшен жук, как его малюют.
Дмитрий Еделев говорит, что в нашей стране исповедуют две основные религии: христианство и ислам. Обе они не исключают употребление насекомых, в Библии и в Коране оговаривается, каких насекомых можно есть. «Это еда, предписанная религиозными традициями. На протяжении как минимум 6 тысяч лет христиане и мусульмане употребляли насекомых».
Пытаюсь возразить, что это не в традициях нашего народа.
— Если Иисус Христос ел насекомых, то кто мы такие с нашей гордыней? – отвечает Дмитрий Аркадьевич. — Насекомые являются наиболее эффективным источником получения высококачественного белка. Для этого им нужно пищи примерно в 5-7 раз меньше, чем с мясом птицы. Им корм практически не нужен. Они устойчивы к климатическим условиям, их не требуется подкармливать антибиотиками, гормонами роста и прочими добавками, которыми перекармливают сельхозживотных. Это безопасная пища, предписанная Священными Писаниями. Она может стоить в 5-7 раз дешевле и заметно снизит стоимость нынешних продуктов. Особенно колбас или тех же сосисок, куда насекомые, как белковые составляющие, включаются совершенно органично.
Но когда архангельский предприниматель Геннадий Иванов слышит планы о том, что растущее население на планете прокормят насекомые своим белком и липидами, то только посмеивается.
— Наше предприятие в месяц производит одну тонну сушеной «черной львинки», — рассказывает он. — В сухом весе она в 3,5 раза легче, чем в живом. Иногда делаем больше – в зависимости от потребностей. Но если ты владеешь технологией производства хотя бы одного килограмма сушеных насекомых, то в течение трех месяцев можешь увеличить выпуск в 8 раз. То есть, одну тонну довести до 8 тонн в месяц. При таком разгоне объемов производства насекомых, 9 миллиардов человек на планете – это мало! Нужно 19 и 29 миллиардов!
Но он считает, что сама постановка вопроса о переводе рациона питания с животного белка на насекомых в корне неправильна. Протеин личинок «черной львинки» и липиды (жиры) не заменят мясо курицы или, допустим, говядины. Это категорически. Они могут рассматриваться только в качестве приправы. Как горчица к холодцу или кетчуп к шашлыкам. Но не более…
Насекомыми Геннадий Анатольевич (по образованию он биотехнолог) начал заниматься ровно 10 лет назад, когда об этом практически не было никакой информации. Стаканчик с личинками «черной львинки» из Латинской Америки ему передали от тогдашнего министра природных ресурсов РФ Сергея Донского.
Сегодня в живом весе этих мух (от стаканчика министра) у него более 3,5 тонны, но все они, по его словам, идут на производство кормовых добавок для животных. Как-то и что-то они улучшают в организме коров или свиней. Увеличиваются привесы и надои.
Иванов уверен, что насекомые не спасут человечество от голода. Они нужны для микрофлоры кишечника. Потому, речь не о котлетах из сверчков, а всего лишь о двух граммах в день протеина для человека. Условно можно считать, что, принимая эти граммы от насекомых, человек станет подпитываться дополнительной энергией и чуть меньше покупать продуктов в магазине, на этом экономить. Усвояемость пищи и иммунитет у него будет лучше.
Но насекомые, как мы уже сказали, включены в реестр сельхозживотных. Во Всероссийском институте животноводства (ВИЖ) создан специальный отдел, ему правительство выделило грант на исследования. Что касается кормовых добавок для животных, они дают хорошие результаты. Правда, на ценах в магазине это пока не отражается. Молоко дорожает, сливочное масло прибавило за год больше 40 %.
— Считается, что при росте населения на планете, крестьяне всех не прокормят, — говорит подмосковный птицевод Дмитрий Сальников. – Потому нужно искать альтернативу привычной еде. Делать мясо из бактерий, сои, сверчков и паучков. Но проблема в другом. Если вести сельское хозяйство так, как ведут его сегодня, разрушая экологию, то в скором времени нам и жучков с паучками станет не хватать…
Комментарии закрыты.